Японские украшения для волос


Знаменитые украшения Kanzashi, Haruyo Morita и Sakae — драгоценные жемчужины Японии

Наш интерес к высокому искусству Китая и Японии не угасает. И сегодня мы обратили свой взор на потрясающей красоты творения японских художников,  изумительные аксессуары, называемые канзаши.

Канзаши — японские традиционные женские украшения для волос. Их носят с кимоно. Японский женский традиционный костюм не допускал никаких украшений тела, рук и шеи. Единственное поле для самовыражения,  а также демонстрации вкуса и благосостояния владелицы, представляло украшение прически.

Слово «канзаши» происходит от оборота «воткнутое в волосы» (яп.髪挿し ками саси). Существует и другая версия: японцы издревле украшали головы полевыми цветами перед тем, как обратиться к богам. Эти цветы получили название «воткнутые цветы» (яп. 花挿し ка саси).

Первоначально канзаши не имели декоративного назначения. Древние причёски удерживались тонкими деревянными или костяными палочками, втыкая которые, как считалось, уберегали себя от колдовства. Интересно, что канзаши могли использоваться даже в качестве оружия. При возникновении угрозы владелица шпильки направляла её на обидчика, и орудовала ею весьма ловко!

Через некоторое время японцы позаимствовали  из Китая идею канзаши как украшения. Тогда же причёски стиля тараками (яп.  свисающие волосы) вышли из моды, и декоративные канзаши набрали популярность.  В королевстве  Рюкю их носили как женщины, так и мужчины. Латунные канзаши стали обязательной принадлежностью в самурайском сословии. С поверженного врага первым делом снимали канзаши. В одном из старинных сэнрю (род поэзии, состоящий из трёхстиший) говорится: «Страшно, когда вытаскивают канзаши из волос».

Канзаши  бывают разными и различаются исторически по внешнему виду и положению в прическе. Особое место занимают Hana kanzashi  — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. На каждый месяц года приходится отдельная цветочная комбинация.  Металлические канзаши изготавливаются из серебра, олова, латуни, янтаря в период Мэйдзи они  исполнялись из платины. Известны летние украшения из кристаллов, хотя, ввиду низкой сохранности, их осталось очень немного. Простой народ носил деревянные канзаши, имитации черепахового панциря изготовляли из лошадиного копыта. Дорогие канзаши изготавливались из кости журавля. Сегодня канзаши стали делать из пластика, а самые высококачественные образцы вырезаются из однородного черепахового панциря.

Материалом может быть даже целлулоид и стекло. Дорогие кораллы могут заменяться имитацией, выполненной из селитры и яичного белка.  Цветы для хана-канзаши изготавливают из шёлка. Энтузиасты-непрофессионалы используют и более дешёвые материалы.

Причёски усложнились и увеличились в размерах. Шпильки и гребни стали непременными спутниками любой девушки. Замужним женщинам было запрещено носить более 2-х пар, так как большее количество носили гейши.  Самыми дорогими были полупрозрачные желтоватые украшения из панциря без изъянов (точек). Такой панцирь назывался «белым».В этот момент искусство ремесленников-изготовителей канзаши достигло вершины. Появились разновидности: хираути, тама-канзаши, хана-канзаши, бира-бира.

В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие, как гейши (яп. 芸者 гэйся — «человек искусства»), знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. В европейских странах украшения в причёсках не регламентируются, зато в Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов строго формализовано. Канзаши должны быть непременно в тон и цвет кимоно, подходить к цвету глаз, соответствовать возрасту статусу, и семейному положению, подходить к своему времени года.

Среди гейш существуют свои правила, основанные на иерархии (гейши и майко — ученицы гейши). Настоящая гейша носит кимоно с белым воротником, а мэйко — с узорным. Майко носят канзаши помельче с большим количеством цветов, гейши, наоборот, более крупные украшения с меньшим количеством цветов. Майко, обучающиеся менее года, носят ниспадающие канзаши с гирляндами цветов. На каждый месяц года в хана-канзаши приходится отдельная цветочная комбинация.

Художница Хариё Марита

Хариё Марита родилась в 1945 г. в префектуре Сайтама. С раннего детства она изучала японский классический рисунок, а затем стала работать дизайнером кимоно.  Она, в результате, выработала свой собственный стиль, в котором удалось соединить классическое японское искусство и собственное представление о современной японской живописи. В 1977 г. художница переехала в Лондон, её картины моментально узнаются из тысяч других работ. Они изобилуют красками и жизнерадостностью. Наряду с кимоно в дизайн Хариё Мариты входила и разработка канзаши.

В соответствии с исторической японской традицией, комбинация элементов канзаши обязана была отображать перемену времен года и видоизменяться от месяца к месяцу. Приведём пример соответствия растительных и других элементов.

一月 (январь, итигацу). Канзаши января каждый год меняются. Хотя есть и основной мотив января — сётикубай —  сосна, бамбук и слива, пожелание долголетия, а также ракетки хагоита, прялки, морские улитки.

二月 (февраль, нигацу). Началу февраля подходят цветы сливы, тюльпаны и бабочки, а концу — нарциссы. В канун празднования Сэцубуна надеваются два особых вида канзаши: украшенные шариками кусудама и бумажными вертушками.三月 (март, сангацу). Символы марта — нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки. Основной цвет мартовских украшений — жёлтый. 四月 (апрель, сигацу). Апрель — месяц цветения сакуры, которая и занимает главную позицию в это время. Кроме неё в апреле канзаши часто украшает серебряная или золотая бабочка и крохотный фонарик, бомбори.

五月 (май, гогацу). Глициния и ирисы на канзаши  говорят, что наступило лето, май. Основной цвет украшений мая — синий.

六月 (июнь, рокугацу). Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву. Кроме того, ива —символ гейш. Хорошим дополнением для ивы считаются гвоздика и гортензия.

七月 (июль, ситигацу). Главное событие июля — Гион-мацури, фестиваль Гиона. Каждый год мода на июльские канзаши меняется. Постоянны, однако, круглые веера утива, стрекозы, а также цую-сиба (яп.  капли дождя на траве).

八月 (август, хатигацу). Августовские мотивы — асагао  и сусуки (яп.  китайский мискант) . Сусуки похож на ёжика из стебельков. Начинающие майко носят розовые сусуки-канзаши, а более опытные — белые.

九月 (сентябрь, кугацу). Цветы сентября — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета); клевер, хризантемы, гвоздика, леспедеца ( вид растения из семейства бобовых).

十月 (октябрь, дзю: гацу). Октябрь — это  хризантема. Хризантемы вообще очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Канзаши делают с белыми и красными хризантемами. Это сочетание означает разгар осени.

十一月 (ноябрь, дзю: итигацу). Облетающие листья — ноябрьский мотив. Это не обязательно должны быть листья какого-то определённого дерева, часто они представляют собой просто фантазию дизайнера. Вместе с тем, так как на ноябрь приходится осенний аналог ханами — камбукай (праздник любования кленовыми листьями), листья часто «принадлежат» клёну. Ещё в ноябрьских украшениях можно увидеть листья гинкго.

十二月 (декабрь, дзю: нигацу). Декабрь — время подготовки к Новому году. Майко и гейши украшают причёски особыми канзаши, с сосновыми иглами, белыми мотибана (искусственные цветы, насаженные на ветки — символ Нового года), листьями бамбука и двумя маленькими кусочками бумаги. По традиции во время представления каомидзэ сокэн майко заходят в гримёрки к своим любимым актёрам за автографами. Автографы ставят прямо на канзаши. Один из актёров должен быть исполняющим женские роли.

正月 (Новый Год, сё: гацу) Новогодние канзаши особенные. На Новый год, отмечающийся 15-го января, майко и гейши надевают канзаши с рисовыми колосками и голубем без глаз: майко вставляют это канзаши в правую сторону причёски, а гейши — в левую. Один глаз голубю рисует сама гейша, загадывая любовное желание, а второй должен нарисовать клиент, у которого в прошлом году желание уже сбылось.

Цумами канзаши

Цумами-канзаши делают как любители, так и профессионалы. Однако цумами-канзаши — это национальное достояние Японии. Автор украшения должен очень много знать.  Принципы создания канзаши, сочетаемость материалов и приемлемость используемых орнаментов для ношения в определённые сезоны — всё это с точки зрения японцев крайне важно. Изготовитель-соискатель, новичок в изготовлении канзаши, должен пройти сертификацию у известных мастеров. Сегодня канзаши уже перешагнуло значение аксессуаров прически и представляет собой более широкий и объемный вид мастерства. С помощью техники канзаши создают самые разнообразные работы: настенные маски, декоративные игрушки, картины, украшения для волос, браслеты, пояса, колье, брошки, шкатулки. 

Теперь это искусство стало доступно даже детям. Оно очень близко к оригами. Многие преподаватели студий и кружков овладевают этой техникой и создают со своими учениками самые разнообразные изделия. Такие работы трудно отнести к категории искусство, они скорее становятся добротным ремеслом.

Но мы вернемся снова к высокому искусству Японии. И полюбуемся изумительными шпильками от мастера Сакае.

О ней известно, что создание — хобби, которым Сакае занимается в свободное от работы время. А работает она не кем-нибудь, а директором школы.

А еще интересный факт, что шпильки от Сакае продаются с аукционов за о-о-очень большие деньги. И желающих приобрести такие шедевры находится предостаточно. Ну, это и не удивительно, взгляните на эти творения, сколько в них изящества, тонкого искусства настоящего художника. Сакае — настоящий японский художник-ювелир с большой буквы и держит статус Японского искусства на высоте.

Спасибо всем, кто был с нами. И как всегда, желаю мастерам хороших продаж, а посетителям приятных покупок и отличного настроения.

С вами была Елена Мармышева.

www.livemaster.ru

Кандзаси – японские украшения для волос

Японская мода известна своими уникальными трендами. Одной из незаменимых частей индустрии красоты стали всевозможные украшения для создания сложных причёсок (нихонгами). В определение кандзаси включаются любые атрибуты, относящиеся к волосам, например, гребни и шпильки.

Японцы ходили с распущенными волосами до эры Хэйан и не нуждались в специальных аксессуарах. Позже они начали применять тонкие прутики, чтобы закрепить причёску. Помимо этого, деталь считалась священной и защищала от тёмных сил. Эра Эдо уже известна производством кандзаси. Тогда украшения играли, помимо декоративной, важную стратегическую роль: закалывать волосы и быть секретным оружием в случае неожиданной атаки. Ассортимент всевозможных заколок был довольно широким. Сейчас изделия тех времён можно встретить в музеях или частных коллекциях. 

Кандзаси по-прежнему остаются частью культуры. Они являются неотъемлемой составляющей причёсок гейш, майко и таю. К базовым украшениям традиционно относят: 

Тама-кандзаси. Это привычные многим деревянные палочки-шпильки. Их верхняя часть имеет изогнутую форму, слегка сплющенную и выполненную под углом. Ближе к концу надет шарик. Если бюджетные украшения делают из пластмассы, то сырьем для дорогих служат древесина, золото и драгоценные камни. Для японок такой аксессуар обязателен, если в гардеробе присутствует кимоно.

Хираути-кандзаси. Аксессуар аналогичный первому варианту. Шарик — единственное отличие. Здесь его заменяет плоский круг. Украшение используется как в современных причёсках, так и в традиционных. Хираути удерживают форму волос, собранных спереди в виде булочки. Такая модель причёски называется «магэ». 

Кандзаси-веер. Напоминает классическую шпильку с двумя зубчиками. Верх декорирован фигурой, напоминающей веер. Изделие расписывают двумя видами изображений: традиционными и современными. В первом случае используются фольклорные сюжеты, жизненные сценки или цветы, а во втором – европейские темы. Материалы могут быть любыми. 

Каноко-домэ. Небольшие украшения в форме цветов или бабочек. Несмотря на размер, такие кандзаси могут похвастаться самой высокой ценой. Всё дело в материалах. Украшения выполняются из нефрита, жемчуга, золота, коралла, камней, серебра или черепахового панциря. Их крепят не только к волосам, но и к другим аксессуарам. Каноко-домэ зачастую встречаются в причёсках профессиональных майко – варэсинобу. 

Оги-кандзаси, или украшения принцесс. Веерообразная деталь с алюминиевыми подвесками крепится к длинной шпильке. Такое украшение носят майко (ученицы гейш) или девушки в кимоно. По количеству оги-кандзаси можно узнать ранг майко. Младшие украшают причёску двумя аксессуарами, а старшие – одним, закреплённым выше виска. 

Бира-бира. Напоминают оги-кандзаси. Те же свисающие полоски, прикреплённые к основанию кольцами. 

Когаи-кандзаси. Украшение имеет форму японского меча, выполненного из керамики или черепахового панциря. В комплекте с ним идёт гребёнка, инкрустированная золотом или перламутром. Существуют модели, декорированные цветами из шёлка. 

Цумами-кандзаси. Это объёмные цветы из шёлка. Процесс изготовления схож с оригами. Тканевые квадратики заворачивают в лепестки и соединяют друг с другом. В цветке может быть больше 75 лепестков. Затем цветы скрепляются нитью и нанизываются на шпильку. Дополнительно изделия украшаются тычинками. 

Японские украшения для волос поражают своим разнообразием и великолепием. С их помощью на голове обладательниц создаются целые произведения искусства. Многие кандзаси имеют историческую значимость, символику, которая веками передаётся в образах гейш, таю и майко.

В ЭТНОМИРе каждый день проводятся самые разнообразные мастер-классы. Приобретая входной билет в этнопарк, вы получаете на ресепшене листок с программой дня: больше десятка бесплатных мастер-классов и экскурсий, список экспозиций и выставок, открытых для посещения. Так, в ноябре можно научиться японскому искусству кандзаси, послушать рассказ мастера, изготовить своими руками чудесное украшение. Приезжайте в этнопарк – гулять, узнавать мир, набираться впечатлений! У нас не бывает скучно и всегда есть чем занять детей и взрослых!

ethnomir.ru

Виды традиционных японских украшений для волос

?

Как я уже писала, общее название традиционных японских женских украшений для волос - это кандзаси (簪 или 髪挿し).Японцы начали украшать причёски в период Дзёмон (с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.). Древние причёски были украшены тонкими палочками, втыкая которые, как считалось, можно снять сглаз или магический навет. Из пучков таких палочек позже стали делать гребни куси (櫛).Позже, в период Нара (710—794), японцы привезли из Китая украшения для волос множества типов и фасонов. Когда в период Хэйан (794-1185) в моду вошли незатейливые причёски-хвосты, китайские шпильки вышли из моды. Тогда же гребни и шпильки стали в общем называть «кандзаси».Кандзаси подбираются под причёску и сезон, до сих пор их выбор регламентирован запутанными правилами. Для каждого месяца предписаны свои виды и цвета.Классификация по внешнему виду1. Мацуба кандзаси (яп. 松葉簪 мацуба кандзаси, сосновая игла): производятся, преимущественно, из черепашьего панциря. Имеют форму сосновой иглы; самый простой вид кандзаси.

2. Мимикаки кандзаси (яп. 耳掻き, палочка для чистки ушей). Это понятие объединяет множество подтипов кандзаси, общее у них — небольшой декоративный элемент на длинной ножке (или двух). Исторически на мимикаки совсем не было украшений.

3. Хираути кандзаси (яп. 平打簪 хираути кандзаси, плоская шпилька): шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом. Ножка может быть раздвоенной. Жёны самураев носили серебряные, золотые, латунные хираути, а также покрытые любым из драгоценных металлов. Серебряные хираути (яп. 銀平 гинхира) были особенно популярны. На декоративном элементе изображался камон (родовой знак) дома женщины. С конца периода Эдо гейши, не имевшие собственных камонов, стали заказывать хираути с изображением камона любимого. Нынешние хираути бывают деревянными, черепаховыми, пластиковыми. Декоративный элемент бывает как сквозным, например, из проволоки, так и цельным, из лакированного дерева или черепахового панциря.

4. Тама-кандзаси (яп. 玉簪, украшение-шарик): самый популярный вид кандзаси. Украшен единственным шариком из коралла либо агата, нефрита, черепахового панциря, слоновой кости. В последние годы сёгуната Токугава использовалось также стекло, в период Тайсё — целлулоид. Ножка у шпильки либо одна, либо их две. В карюкае Киото летом обычно носят нефритовую булавку, а зимой — розового коралла. Тама-кандзаси популярны среди молодёжи.

5. Ёситё (яп. 芳丁 ёситё:): раздвоенные плоские шпильки. Изготовляется, в основном, из черепашьего панциря. В настоящее время получили распространение пластиковые ёситё. Исторически украшали затылочную часть причёски. Хотя первые ёситё находят уже в захоронениях периода Кофун, в период Эдо ёситё распространились среди женщин, ведущих роскошный образ жизни. Вышедший в период Эдо на камбуне «указ о платье служанок» (яп. 女中衣類直段之定 дзётю: ируй дзика дай но садамэ) запрещал не являющимся аристократами носить роскошную одежду, а ёситё к роскоши не относились; дамы с их помощью обходили указ. Замужние женщины носили одну ёситё в районе виска. Гейшам было разрешено использовать более двух ёситё на висках, а юдзё (проститутки) в противоположность гейшам носили множество ёситё во всех частях причёски, в том числе придерживали затылочную часть, что служило надёжным средством различия. Юдзё втыкали ёситё и в чёлку (ниже располагались бира-бира). В Канто исторически использовались круглые ёситё, а в Кансае — угловатые. 

Материалы Википедии и фото из Интернета.Продолжение следует. Tags: art, fashion, Япония, история, японский характер
  • В прошлый раз показывала кукол, не всем понравились, думаю, эти гораздо лучше.)) 1) 21000 иен 2) 21000 иен 3) 18000 иен 4)…

  • Коллега помогла мне, доставив вещи, которые я купила на японском Амазоне. Всего 14 позиций, полюбопытствуйте. :) 1. Рамэн Саппоро Итибан, упаковка…

  • 1 Дзюнъити Накахара (中原淳一, 1913-1988) - известный японский художник, создававший иллюстрации, дизайны, интерьер и кукол. Сначала он работал…

nihon81.livejournal.com

Изумительные украшения для волос от японского мастера Sakae

Канзаши от японской мастерицы Сакаэ (Sakae) знакомы многим любительницам необычных украшений по всему миру. Крупные цветы с изящными лепестками, хрупкие веточки цветущих деревьев, миниатюрные букеты, физалис, бабочки и причудливые ниспадающие гирлянды — вот основные мотивы её творчества.

Стоит отметить, что традиционно украшения для волос — канзаши в Японии делали из древесины самшита, павловнии, сакуры, магнолии и покрывали для большей износостойкости лаком.

В древние времена встречались канзаши из золота, серебра, позолоченные и посеребрённые. Дорогими и эксклюзивными в то время считались канзаши из кости журавля. В последнее время для канзаши используются латунь, черепаховый панцирь, иногда — шёлк. Недорогие шпильки и заколки стали делать из пластика. Мастерами используются также агат, кораллы, нефрит, кварц.

У Сакаэ основными материалами для изготовления украшений служит синтетическая смола различных цветов, ювелирная проволока, бусины и кристаллы Сваровски, равно как и другие драгоценные и полудрагоценные элементы. В сети мало персональной информации о самой Сакаэ, но многочисленные фото её работ говорят сами за себя. Ими можно любоваться и черпать из них вдохновение бесконечно. Поэтому не будем тратить время на слова — смотрим, удивляемся и наслаждаемся.

Вдохновения всем! С уважением, Ксения.

www.livemaster.ru


Смотрите также


Интересно знать

Прически для круглого лица

Для женщин, у которых круглая форма лица очень сложно подобрать прическу и стрижку, поэто...

 

Красивые прически
Красивая прическа подчеркивает не только красоту волос, но также красоту и женственность ее обладательницы. На...

 

Прически с косами на длинные волосы
Прическа с косами на длинные волосы издавна считается самой практичной и красивой прической. Недаром косы не с...

 

Стрижка «Рапсодия»
К актуальным современным прическам относится стрижка «Рапсодия», которая идеально подойдет тем девушкам, кто...

 

Как сделать бантик из волос

Такая прическа, как бантик из волос очень привлекает и завораживает не только самих облад...

 

Стрижка «Боб»
Стрижка «Боб» популярна у девушек с самого ее появления в индустрии красоты и до сих она пор не сходит с модно...