Как называется прическа будды


Какую прическу носил Будда? | Буддизм в Калмыкии

«Разве Будда - женщина?» - спросила у сотрудников калмыцкого хурула одна девушка, приехавшая в составе туристической группы из соседнего православного региона. Она впервые встретилась с буддийской культурой, и как выяснилось, такое мнение о половой принадлежности Просветленного, возникло у нее из-за его необычной прически, напоминающей то, что на современном языке зовется «кулей».

Множество источников пересказывают биографию Будды Шакьямуни, разъясняя смысл его деяний, изречений, жестов, внешности. Поскольку жизнь этого исторического деятеля неотделима от всевозможных легенд связанных с его личностью, деятельностью и, конечно же, внешностью, ответить на вопрос, как выглядел Будда, невероятно трудно. Внимательно рассмотрев изображение Будды, можно заметить, что в его облике переплетается сверхъестественное и реальное, божественное и земное.

Существует легенда о том, как один из правителей Индии пожелал изобразить Будду Шакьямуни в картинах. Для этого он собрал лучших художников своей страны. Мастера пришли к Будде и стали писать с него портрет, однако ни один из них так и не сумел в точности отобразить внешность Просветленного. Правитель был опечален. И тогда Будда проявил свои чудесные способности: кисти и краски неожиданно взметнулись в воздух и сами отобразили внешность Учителя. Согласно преданию, именно тогда появился канонический образ Будды с особой выпуклостью на голове, сидящего в позе лотоса на лотосовом троне, правой рукой касающегося земли, а в левой руке держащего чашу для подаяний.

Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхарта, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.

Но в буддийской философии ушниша имеет совершенно иное значение: рельефная выпуклость на макушке Будды никак не связана с веяниями моды, а говорит об обретении высшего всеведения и является одним из 32-х отличительных признаков высшего существа. По словам досточтимого ламы Калмыкии Геше Тензин Дугды, ушниша - это признак просветленного существа.

Писатель Майкл Джордан в своей книге «Будда. Его жизнь в образах» отмечает способность ушнишы Будды видоизменяться. Она имеет свойство превращаться в слегка накрененную спираль, напоминающую раковину улитки, а иногда язык пламени.

Эти видоизменения могли развиваться по различным соображениям среди различных буддийских культур. В южной части Индии, Шри-Ланке и Индонезии они, возможно, восходят к представлениям о сакральном жертвенном пламени индуистского огненного бога Агни. Огонь над головой Будды, как символ просветления, рассеивает тьму невежества и является символом абсолютного всеведения. Поэтому буддисты данных регионов изображают ушнишу Будды в виде языка пламени.

В других частях буддийского мира, включая Тибет и Тайланд, превращение пучка волос в вытянутую вертикаль, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень, известен буддистам всего мира как «чиндамани» или камень, исполняющий все желания.

До того, как Будда достиг просветления, он имел роскошные длинные волосы, которые говорили о его принадлежности к высокому роду. Когда же Принц решил стать аскетом он остриг свои волосы, тем самым отказавшись от своего знатного происхождения. Обычно эта инициация проходит перед лицом наставника, однако Будда принял обеты перед самим собой и Ступой. Считается, что в этот момент с небес спустился Брахма и поднес Будде ножницы: ими он остриг себе волосы, а роскошную одежду отдал своему конюху. Так он стал странствующим монахом. По словам Геше Тензин Дугды, это действие относится к 12-ти величайшим деяниям Будды Шакьямуни, ибо не каждый способен отказаться от роскоши царской жизни ради достижения духовной свободы. Этим Будда продемонстрировал никчемность материальных благ и жизнь великосветских людей в сравнении с жизнью отшельника, стремящегося к духовному самопознанию.

«Существует два упоминания о том, возле какой именно Ступы Будда совершил остригание, - рассказывает Геше Дугда. - В одном источнике говорится, что это произошло в Бодхгайе, рядом с монастырем Наланда, где когда-то протекала небольшая река. Согласно другой, менее известной версии, эта Ступа находится на границе Непала и Индии».

Будда, имея ушнишу и роскошные волосы, присущие великому существу, не позволял однако носить своим последователям длинные волосы. Это правило имеет весьма философское и практическое значение. Согласно буддийской философии волосы подобно магнитной ленте имеют свойство записывать информацию о личности человека, его мыслях и поступках. Принимая обеты, монах обретает новое рождение. Учитель дарует ему новое имя, тем самым освобождая его от прошлой жизни и формируя совершенно новую личность - свободную от мирских привязанностей и стремящегося к духовному освобождению. Остригание волос - это символ отказа от прежней жизни, информация о которой хранится в этих волосах.

Человек, имеющий роскошные волосы, обременен вечной заботой о них. Постоянный уход и заботы о модных прическах - это также своего рода привязанность человека к собственному внешнему виду. Монах, остригший волосы, совершенно свободен от такого рода проблем. Также считается, что человеческих привязанностей так же много, как и волос на голове, а потому остригая волосы, монах демонстрирует отказ от этих увлечений.

А.М. Позднеев в книге «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу» в главе «Духовенство» подробно описывает церемонию посвящения в монахи: «Обращаясь к гелуну, который назначен обрезать косу посвящаемому, первенствующий говорит: «Такой-то (имя рек), исполните обрезание косы и прочее сему принадлежащее над этим (имя рек)». Гелун, получивший это приказание, встает и, взяв в левую руку пучок волос на голове посвящаемого, а в правую ножницы говорит: «О такой-то (имя рек), радуешься ли ты своему пострижению?» «Радуюсь», - отвечает постригаемый и тогда гелун, отрезав у него клочок волос сзади, подает эти волосы первенствующему руководителю, а последний рассеяв их перед кумиром Будды, произносит: «тенгри, хранители белой стороны, соизвольте возвеселиться!». Вслед за сим посвящаемого омывают, смотря по времени года, если зимою, то теплой водой, а если летом, то холодной».

Практическая сторона остригания волос заключается в том, что монах ведет отшельнический образ жизни. Постоянные скитания часто приводили к тому, что в волосах заводились вши, поэтому лысина гораздо предпочтительнее и удобнее, чем длинные волосы. Летом максимальная длина волос на монашеской голове должна не превышать толщины одного пальца, зимой - толщины двух пальцев. Особая уступка дается только монахам-отшельникам, которые не всегда имеют возможность обрить волосы. Поэтому им разрешается отращивать волосы до толщины двух пальцев.

Когда человек принимает монашество и проходит стадию пострижения, прядь отрезанных волос вместе с рисом и цветами подбрасываются в воздух и подносится Будде, на алтарь. В этот же день гецул принимает обет не снимать монашескую одежду. Когда же он начинает заниматься обучением, сокурсники обривают его налысо. Как рассказал Геше Тензин Дугда, в старину в монастырях использовали специальные острые ножечки, которые позволяли оставлять на голове волосы длиной в одно ячменное зернышко. Сейчас им на смену пришли бритвенные машинки - современным монахам их использовать не запрещено.

Итак, буддийские монахи всегда коротко стригутся, следуя древней традиции, основоположником которой был Будда Шакьямуни. Это была совершенно новая традиция. По некоторым данным, осознав истину человеческих страданий, Будда увидел небуддийского монаха и решил, что буддистам также необходимо создать строгую систему монашеских обязательств. «Важнейшим из них стал обет безбрачия - так решил Будда, узнав, что у одного из его учеников-монахов есть супруга, - рассказывает Геше Дугда, - Как известно, позже был создан институт Винаи, в котором монах изучал 256 обетов, их исполнение и практическую и духовную важность их соблюдения».

Известно, что Будда Шакьямуни провел в отшельничестве шесть лет. В течение этого времени Он не остригал волосы. На месте, где Будда предавался отшельничеству, есть изображение изможденного аскезой Будды с длинными по пояс волосами. После достижения Им Просветления эти волосы превратились в тугие завитки волос и покрыли ушнишу, возвышавшуюся на четыре пальца. Так Будда стал первым просветленным буддийским монахом.

В описании 32 признаков Будды, говорится, что волосы на его теле завиваются в правую сторону - в направлении, которое считается священным.

У многих буддийских божеств - Зеленой Тары, Будды Манджушри и других - волосы собраны в ушнишу. Просветленные же Учителя, такие как Лама Цонкапа, Его Святейшество Далай-лама, не проявляются в теле рупакайи (не имеют 32 отличительных признака), но только в человеческом, и не вступающие в союз с духовной супругой при жизни, изображаются на танках с обритыми согласно монашеской традиции головами. «Если бы Лама Цонкапа в момент ухода в нирвану соединился со своей супругой, то монашеский институт оказался бы под угрозой распада, - рассказывает Геше Дугда. - Поэтому великие Учителя вступают в союз с духовной супругой в состоянии бардо».

Почему богиня Ваджрайогини имеет длинные распущенные волосы и почему у гневных божеств волосы вздыблены вверх, Геше объяснять отказался - это тема комментариев на тайные тантрические практики.

Вообще в буддизме волосы наряду с костями и зубами считаются особыми субстанциями, которые после смерти великих учителей остаются нетленными. Их часто почитают как реликвии. Когда высокий Учитель уходит в паринирвану, его тело кремируют, а оставшиеся части тела хранят как реликвии. Когда Будда ушел в нирвану, царь Ашока распорядился останками основателя буддизма; считается, что он рассеял реликвии по всему миру, и они были заложены в ступы.

Валентина Головкина, Арши Чонгонов

khurul.ru

ЧТО ТАКОЕ «ВОЛОСЫ БУДДЫ»?

3 ноября, в 16 часов, на 13-й линии Васильевского острова, под моросящим питерским дождём, возле дома, не обозначенного ни каким номером - ничего не происходило… Так, в духе «Мастера и Маргариты», можно было бы начать повествование о прошедшем мероприятии))).

И это «внешняя» правда, ибо номера дома на здании Дворца молодёжи, действительно, нет – что, для участников Установочного Семинара по конкурсу плаката «Здоровый образ жизни», стало поводом для улыбки.

В Актовом зале собралось человек сорок – потенциальных участников конкурса (студентов творческих ВУЗов и начинающих профи) и специалистов, приглашенных СПб СД (организатором конкурса), для тематических выступлений.

Участников могло бы быть и поболее, но тут, признаем, негативно сработал сжатый срок распространения информации.

И всё же, те, кто хотели прийти – пришли.  Это чувствовалось по атмосфере в зале, которая постепенно переросла в атмосферу творческой встречи.

Фиксацией участников, приёмом заявок и оргработой занималась Ответственный секретарь конкурса Эмма Шагапова.

Выступления начали «технические» специалисты.

Наталия Мироненко от Правительства СПб высказала мнение Заказчика о результатах, которые хотелось бы (или не хотелось бы) видеть на плакатах конкурсантов. Эта позиция в большой степени отражена в учредительных документах конкурса.

Ольга Романова, представитель таможенного управления, представила крайне интересный доклад, сопровождённый фотоматериалами, о типах наркотиков, путях их доставки в наш город, о средствах доставки – и проблемах, с этим связанных. Особое впечатление на присутствующих произвели факты о «внутриполостном» способе перевозки наркотиков: человек заглатывает наркотические капсулы (длина ок.4-х см., порошок в полиэтилене, перемотанном обычным скотчем), набивая себя «под завязку». Определить такой «живой контейнер» можно только рентгеном – или визуально, учитывая, что в процессе перевозки капсулы начинают растворяться… И в этой ситуации у человека, увы, почти нет шансов выжить.

Наркотики идут рука об руку со смертью – об этом же говорила Алла Ивановна Антонова, специалист антинаркотической комиссии при правительстве СПб. «Волосы Будды» - так еще «ласково» называют наркотики, и у этого определения давняя история, идущая с Востока. Такой «путь к просветлению» давал шанс увидеть «улыбку» Будды. Только вот граница между улыбкой и оскалом смерти оказывается слишком тонка. Показательно, что на прямой вопрос Аллы Ивановны, сколько человек пробовали наркотики сами или знают тех, кто этим занимается, в зале поднялось достаточно много рук…

Увы, это в большой степени «молодая» проблема. Просто потому, что мало кто из наркоманов доживает даже до тридцати. Такую неутешительную арифметику привела Лада Аврова, координатор волонтёрских программ.

Далее инициатива перешла в руки дизайнеров-профессионалов.

Мария Сёдеберг, шведский фотохудожник, представила свою книгу «Наркотик-убийца». Сопроводительная надпись а ней гласит: «Фотографии и тексты посвящаются Юлии Муртазиной и её товарищам, погибшим от наркотиков». Фотография Юлии, молодой девушки, помещена на обложке. И это  действительно страшно… Впрочем, в своём рассказе Мария затронула и важную профессиональную тему, связанную с социальным плакатом. У нас в рекламе принято активно использовать инструмент Photoshop – в результате чего у лысого мужчины появляются волосы, женщины на глазах молодеют и т.д… Так вот, если в Швеции станет известен факт, что в рекламной или информационной кампании были использованы недостоверные изображения или «подставные» люди, это заканчивается, как минимум, судебным процессом, в результате чего вся рекламная кампания гарантированно становится «антирекламной».

Александр Фалдин, ведущий питерский график, скромно попросивший представить его как «просто дизайнер», вызвал шум в зале, предложив присутствующим вообще не работать с представителями государственных структур, которые небрежно относятся, как минимум, к своему «лицу» - приведя в пример знак Комитета по Молодёжной политике. Слов нет, знак откровенно плохой со всех точек зрения… Участникам конкурса он настоятельно рекомендовал не смотреть, в процессе работы, на отечественную псевдопрофессиональную тусовку, сформированную по принципу «кукушка хвалит петуха…», а изучать результаты международных графических биеннале, которые можно найти в сети, в общем – стараться не плевать в вечность. Учитывая, в частности, то, что Фалдин входит в представительный состав жюри конкурса, я бы рекомендовал прислушаться к его словам. (также рекомендуем ознакомиться с сайтом Александра Фалдина www.faldin.ru и изветного фотографа Оливьеро Тоскани www.olivierotoscani.com)

Александр Тимофеев, председатель СПб Союза дизайнеров и жюри данного конкурса, добавил несколько слов об остроте темы и личных гарантиях принятия объективных решений по его результатам.

В заключение встречи Ваш покорный слуга, как координатор проекта, попробовал сформулировать для конкурсантов некоторые позиции, которые представляются важными:

1. Уважайте себя, будьте неравнодушны и ответственны;

2. Уважайте субъект сюжета, оставьте ему надежду;

3. Уважайте случайного прохожего, он ни в чём не виноват;

4. Не назидательствуйте, но будьте убедительны и доказательны;

5. Не скрывайте информацию, какой бы неприятной она не была;

6. Соблюдайте профессиональную этику, учитесь, но не копируйте;

7. Рискуйте, но рассматривайте проект в масштабах вечности.

Отмечу, что это сугубо моё профессиональное мнение.

И еще два слова. Даже мы, организаторы, понимаем, насколько тема, заявленная на конкурс, сложна – и, одновременно, важна. Тем более, мы хотели бы попросить всех, подавших заявки (а таких более 100), постараться проявить себя как профессионалы высокого уровня. Как сказал в своём выступлении Александр Фалдин: «очень хочется, чтобы члены жюри Вам, по хорошему, завидовали» !

Сергей Дужников,

координатор проекта

мой контактный тел. 8 921 9517271

На семинаре выступали:

  • Тимофеев Александр Васильевич - Председатель жюри конкурса, Председатель Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
  • Мироненко Наталия Геннадьевна - Пресс-секретарь Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
  • Антонова Алла Ивановна - Специалист сектора по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии СПб
  • Аврова Лада Дмитриевна - Координатор волонтерских программ (Общественная организация «Здоровое поколение»)
  • Романова Ольга Сергеевна - Старший оперуполномоченный отдела по борьбе с контрабандой наркотиков
  • Фалдин Александр Владимирович - Дизайнер-график, Заслуженный художник РФ
  • Мария Сёдеберг - Шведский фото-художник (более 20 лет работы в области проблем наркомании)
  • Дужников Сергей Юрьевич - Представитель оргкомитета конкурса, член правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
  • Чтобы ознакомиться с темами семинара, вы можете просмотреть материалы по борьбе с контрабандой наркотических средств

    Презентация 1

    Презентация 2

    Презентация 3

    P.S. напоминаем, что 15 ноября - срок подачи готовых проектов.

    www.designspb.ru

    ТЕЛЕСНЫЕ ПР�ЗНАК� БУДДЫ

    11.        Икры ног Будды были, как у антилопы — гладкие и прямые.

    12.        Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.

    13.        Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.

    14.        Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.

    15.        Кожа у Будды была тонкой и гладкой.

    16.        Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.

    17 Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повернутые концами наверх. Они казались серебристыми, прическа по форме напоминала амбала-фрукт.

    18.        Верхняя часть туловища Будды была, как у льва.

    19.        Верхняя часть плеч Будды была круглой и плотной.

    20.        Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.

    21.        Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражен тремя болезнями: ветра, слизи и желчи... Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало, как самая деликатесная пища.

    22.        Тело Будды напоминало дерево Tadrota, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.

    23.        Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.

    24.        Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala.

    25.        Речь Будды имела пять достоинств: все могли понимать ее; все его слова имели одну интонацию; речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.

    26.        Щеки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.

    27.        Зубы у Будды были очень белые.

    28.        Длина зубов у Будды была одинаковой.

    29.        Между зубами у Будды не было щелей.

    30.        Будда имел 40 зубов.

    31.        Глаза Будды были глубокого голубого цвета, как сапфиры.

    32.        Ресницы Будды были прямые и чистые, как у «жаждущей коровы».

    Предыдущая страница  Следующая страница

    www.edgarcaysi.narod.ru

    Как выглядел Будда на самом деле

    Большинство художников и скульпторов изображают Будду с неопределенной внешностью, которую сложно отнести к конкретной национальности. Будда был родом из города в Непале, который находился на территории непальско-индийской границы. Он относился к сословию воинов, а его семья правила обширными землями. По сути Будда был принцем. Сословие кшатриев, позволяет предположить, что его внешность имела больше индо-иранское происхождение, чем у остального населения страны. Поэтому, скорее всего он выглядел как западный евразиец (пуштуны, персы).

     

    Теперь обратимся непосредственно к тому, как его изображают и почему именно этот образ стал основным. Здесь стоит отметить, что первые изображения Будды появились лишь 2000 лет назад, это через 400 лет после его смерти. До этого Будда изображался символически — след ноги, зонт, пустое кресло. Позже, появились первые статуи на территории современного города Кандагар, который в то время был  «плавленным котлом» культур разных стран. Особое влияние было греческим.

    Историки искусств высказывают единое мнение о том, что многие атрибуты Будды соответствуют аналогичным в греческом искусстве Аполлону. Например, складки на одежде, лицо имеет отвлеченное выражение, пучок и в целом прическа отсылает к ионическому узлу на голове у Аполлона. Для греков именно этот бог являлся покровителем мудрости и философского взгляда на жизнь, поэтому неудивительно, что именно с него было создан образ величайшего просветленного.

    saintasia.ru


    Смотрите также


    Интересно знать

    Прически для круглого лица

    Для женщин, у которых круглая форма лица очень сложно подобрать прическу и стрижку, поэто...

     

    Красивые прически
    Красивая прическа подчеркивает не только красоту волос, но также красоту и женственность ее обладательницы. На...

     

    Прически с косами на длинные волосы
    Прическа с косами на длинные волосы издавна считается самой практичной и красивой прической. Недаром косы не с...

     

    Стрижка «Рапсодия»
    К актуальным современным прическам относится стрижка «Рапсодия», которая идеально подойдет тем девушкам, кто...

     

    Как сделать бантик из волос

    Такая прическа, как бантик из волос очень привлекает и завораживает не только самих облад...

     

    Стрижка «Боб»
    Стрижка «Боб» популярна у девушек с самого ее появления в индустрии красоты и до сих она пор не сходит с модно...